Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ

Кравченко
Татьяна
Александро
вна

Подписан: Кравченко Татьяна Александровна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=с. Белая
Глина, T=Заведующая, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 3

БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА""",
СНИЛС=03564264654, ИНН=232600948596,
E=ivan_123@mail.ru, G=Татьяна Александровна,
SN=Кравченко, CN=Кравченко Татьяна
Александровна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-05-10 11:58:45
Foxit Reader Версия: 9.7.0

Утверждаю :
Заведующая МБДОУ « ЦРР- д/с №3»
Кравченко Т. А.
«10»01.2023г.

Положение об организации инклюзивного образования в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Центр развития ребенка - детский сад №3 Белоглинского района»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении разработано в соответствии с Федеральным Законом №
273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29
декабря 2022 года, Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями на 28 декабря 2022 года,
Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», а также с Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет цели,
задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного
образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении .
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:

для получения без дискриминации качественного образования;
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

•

для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и определенной
направленности для социального развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:

•

•

•
•

•

•

разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для
воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными
возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития,
социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения
воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
обучения:

полная инклюзия - воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений

•

развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могут
посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
частичная инклюзия - воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии;

•

внеурочная инклюзия - воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья
проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и посещают внеклассные
мероприятия, кружки и др. по согласованию с родителями (законными представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:

•

принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и
воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы
детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики
функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития
конкретного воспитанника;

•

принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья;

•

принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников
необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия
детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои
потенциальные способности;

•

принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;

•

принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с
ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;

•

принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;

•

принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.

4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего
воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
•

заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по
адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1);

•

заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении)
статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;

•

справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:

•

предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы
родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и
родителями (законных представителей) воспитанников;

•

диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с
ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В
зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение
психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в
форме инклюзии;

•

основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.

4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально
организованных группах компенсирующей и комбинированной направленности
(общеразвивающей направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
•

общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);

•

фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

•

фонетическое недоразвитие речи;

•

нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;

•

заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями
речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:

•

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;

•

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в возрасте
старше 3 лет;

•

для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

•

для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;

•

для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

•

для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;

•

для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;

•

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8
детей в возрасте старше 3 лет;

•

для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;

•

для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;

•

для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;

•

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте
старше 3 лет;

•

для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;

•

для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) 4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

•

•
•

•

•

в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья;
в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со
сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или)
косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи,
или детей с умственной отсталостью легкой степени ;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с
фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается
смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при
объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность
адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их
одновременной реализации в одной группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование
времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения,
индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия)
. 4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть
применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:

•

по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);

•

•

•

по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогамипсихологами, его психологическое сопровождение;
по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую
деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым
планом ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки
. 4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации
тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную
работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья
воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 4.21. Образовательная деятельность
организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной
деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.

4.22. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк
дошкольного образовательного учреждения.
4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк
(психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе
(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
•

беседы и чтение художественной литературы;

•

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;

•

индивидуальные занятия со специалистами;

•

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

•

совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

•

проведение режимных моментов образовательной деятельности;

•

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:

•

тематические родительские собрания и консультации;

•

доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:

•

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;

•

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;

•

детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в
себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей
специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы,

6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:

•

индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
график индивидуальных занятий;

•

мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.

•

6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:

•

комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
график индивидуальных занятий;

•

журнал взаимодействия с воспитателями;

•

журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.

•

•

6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
•

планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;

•

расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;

•

индивидуальный план коррекционной работы;

•

лист коррекционных (индивидуальных) занятий;

•

журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических
работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого-педагогического консилиума.
7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении являются:

•

ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;

•

родители (законные представители) воспитанников;

•

учитель-логопед;

•

воспитатель;

•

педагог-психолог;

•

учитель-дефектолог;

7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике
детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей)
по вопросам дальнейшего обучения.
7.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учитель-логопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением .
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
•

проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

•

принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;

•

анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;

•

осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:

•

организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;

•

взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их
семей;

•

осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;

•

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;

•

•

учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АООП;
педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами. 9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации
.9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной образовательной программе
Я, _______________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

проживающая (ий) по адресу ______________________________________________________
прошу оказать помощь моему ребенку ______________________________________________
Ф.И.О. ребенка, дата, рождения испытывающему трудности в освоении
образовательной программы ДОУ, развитии и социальной адаптации.
Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (коллегиальное
заключение от « _____________________________ » 202 ___________________ года №
протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной основной образовательной
программе для детей в______________________________________________________________
(наименование дошкольного образовательного учреждения)

в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ТПМПК.

«»202_ г.
(подпись)

(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».