11.12.2023
11.12.2023
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
ОП ДО МБДОУ «ЦРР-д/с №3»
Уклад ДОО:
1. Цель и смысл
деятельности ДОО, её миссия.
Общая цель воспитания
в ДОО - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной
социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение
первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом
нормах и правилах поведения;
3) приобретение
первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Миссия дошкольного
образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства,
содействие развитию различных форм активности ребенка, направленная на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а
также способностей и компетенций, способствующих обогащению (амплификацию)
детского развития и позитивной социализации в поликультурном современном
обществе
2. Принципы жизни и воспитания в ДОО.
Программа воспитания
построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых
в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:
-принцип
гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности,
правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение;
- принцип общего культурного
образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая
культурные особенности региона;
- принцип
следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора
при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать
ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной
жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и
внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип
совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности
взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип
инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно - этнических, языковых и иных особенностей, включены в
общую систему образования.
3. Образ ДОО, её
особенности, символика, внешний имидж.
Особенностями детского
сада является его расположение от оживленных трасс. Не далеко от детского
расположены: СОШ № 5, спортивный комплекс, почта, аптека. Детский сад имеет свою эмблему в виде колокольчика. Территория детского сада как
внутренняя, так и внешняя благоустроены, оформлена в соответствии с
требованиями эстетики и направлениями деятельности, привлекательна для
окружающих. В саду стабильный, опытный, творческий коллектив, которые работают более 10 лет.
4. Отношение к воспитанникам, их родителям (законным
представителям), сотрудникам и партнерам ДОО.
- психологическая корректность общения с детьми,
родителями, коллегами;
‒
безусловное уважение к организации и коллегам;
‒
взаимное доверие и открытость сотрудников и руководителей друг другу;
‒
конструктивность и позитивный настрой;
‒
кодекс профессиональной корректности
5. Ключевые правила ДОО.
–
Проявлять доброжелательные отношения между ко в сем
участниками образовательных отношений.
–
учить проявлять чуткость к сверстникам;
–
формировать у детей ценностные ориентиры, нормы
общения и поведения;
–
поощрять детскую дружбу, чтобы она принимала
общественную направленность;
–
насыщать жизнь детей событиями, которые сплачивают и
объединяют;
6. Традиции и ритуалы, особые нормы
этикета в ДОО (достигаемые ценности воспитания).
Ежедневные:
- «Утреннее приветствие»
- «Меню на сегодня»
Еженедельные:
- «Кружок комплиментов»
Ежегодные:
- «Новоселье»
- «День матери»
- «День семьи, любви и верности»
- «День именинника»
7. Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда ДОУ:
- включает знаки и символы государства, Краснодарского края, с. Белая Глина
и ДОО;
- отражает региональные, этнографические, природные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится организация;
- обеспечивает ребенку безопасность, возможность общения, игры и совместной
деятельности;
- отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей;
- обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира;
- отражает ценности труда в жизни человека и государства;
- обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Вся среда дошкольной
организации гармоничная, эстетичная и
привлекательная. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда ДОО имеет специфику организации по требованиям
и принципам, согласно ФГОС ДО и подробно представлена в ОП ДО.
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
(учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности) |
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства ДОО с краеведческим музеем, районной детской библиотекой, Домом
творчества, Детской спортивной школой, ОГИБДД |
Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда определяется целью и
задачами воспитания, духовно - нравственными и социокультурными ценностями,
образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность. Педагоги заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее
составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и
правил поведения. Внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела, все это
имеет немаловажное значение для успешной закладки ценностей воспитания. Еще
одним главным инструментов воспитывающей среды является предметно -
пространственная среда ДОО, которая характеризуется отражением федеральной,
региональной и муниципальной специфики посредством оформления помещений сада,
закладки воспитательных ценностей с помощью оборудования и игровых материалов,
наполняющих детского сада.
Условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе |
Условия для развития патриотических чувств (Аллея
памяти, казачий дворик, патриотические уголки) Сохранение бережного отношения
к природе (проекты, экологические уголки, здоровьесберегающие технологии ) |
Условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества |
Наглядная информация о правилах поведения за столом,
в быту, транспорте и т.д., досуговые мероприятия (описано в части рабочей
программы воспитания). |
Условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество |
Утро радостных встреч, совместные межгрупповые и
межрайонные досуговые мероприятия, доступная среда (уголок ряжения,
театрализации, экспериментирования, книжный уголок), «говорящая среда»,
утренний и вечерний круг, организация дежурств и труда на природе . |
Общности ДОО
В ДОО
выделяются следующие общности:
-
Педагог - дети,
-
Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
-
Педагог - родители (законные представители).
-
Дети-дети
-
Педагог-педагог
-
Родители (законные представители) – родители (законные представители)